"Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь"

Вот отрывок статьи об этом фильме

"Люба" Ролана Быкова: драма продолжается.
Екатерина Пряхина
О десятиминутной ленте Ролана Быкова "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", почти никто не знает. 20 лет назад его купили кинопрокатчики многих стран. Но к отечественному зрителю этот коротенький киношедевр пришел лишь благодаря интернету, где ссылка на ролик передается "из рук в руки". "Известия" нашли обеих героинь фильма - Елену Санаеву и Нину Гончарову, сыгравшую практически саму себя - никому не нужную девочку из неблагополучной семьи.

Крошечная картина под названием "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", начинается со сцены, в которой мать-алкоголичка бьет маленькую дочку. Всего несколько секунд: крик, пощечина. Девочка выскакивает из дома.

Вот она перебегает через железнодорожные пути - грохот поезда вызывает у зрителя ощущение надвигающейся катастрофы. Но мы даже представить себе не можем, какого рода потрясение ждет впереди.

Ребенок показан с огромной, словно родительской любовью. Камера передает, как дышит загнанное, щуплое тельце, ловит испуганный взгляд сильно косящих глаз. А потом - как саркастический контраст - в кадр вступает красота природы. У пасторального ручья, вынув из тайничка игрушки - убогого мишку и куклу, девочка начинает играть. Мы видим, как она то успокаивается, то, захваченная своей игрой, снова впадает в состояние, близкое к аффекту. И тут зритель наконец понимает, какой шок готовит ему фильм. Потому что с первых кадров, показывающих играющего ребенка, нам открывается, что игра ее - это точное воспроизведение ее жизни.

Игрушки оживают в руках Любы, превращаясь то в детей, то в папу с мамой. Она то метет пол ("Весь дом зас...али!"), то кормит куклу, то истово ласкает своих "детей" ("Любишь мамку? А папку свого небось больше любишь!"), то бьет наотмашь. Персонажи выясняют отношения, шокирующе "любятся" и жестоко, на ножах, дерутся, и один из них гибнет в семейной драке - а второй причитает и голосит. Ребенок то смеется, то рыдает, то матерится, то лепечет, заикаясь от страха. Начинается гроза. Девочка по-хозяйски снимает платье, чтобы постирать, и теперь в кадре - голое тщедушное тельце. Ребенок так беззащитен и одинок, что это бьет по нервам больше, чем неполиткорректная нагота и мат. Платье высохло, игрушки спрятаны, девочка собралась домой. Она снова слышит вопли матери, зовущей ее. Нервное личико передергивается так натурально, что веришь всему. Даже тому, как с криком "Я сюда больше никогда не вернусь! Мама! Мамочка!" девочка, то ли оступившись, то ли сознательно бросается в реку с обрыва.Сила таланта Быкова не в том, что он заставляет рыдать в сценах смерти ребенка. Это нетрудно. Но Быков заставляет переживать катарсис еще в сценах обыденной жизни.

Наткнувшись в Сети на этот ролик, не можешь поверить, что незамеченным остался шедевр самого Ролана Быкова. Где нашли ребенка, столь достоверного в этой роли, и как удалось заставить девочку сыграть так, что каждый кадр воспринимается как документальная съемка?

В России ежегодно по вине родителей гибнет около тысячи детей. В 2002 году, по данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, было совершено 44 000 преступлений против несовершеннолетних. А в 2007 году - уже 70 000. И поэтому такие фильмы нужны нам. Чтобы заставляли задуматься.

Всю статью можно почитать,нажав на ссылку.